Мировые новости о Трампе, Иране, Китае часто на передовой, но за ними остаются не менее важные феномены. В частности — феномен ценовой стабильности в Швейцарии, которая остается одной из немногих стран с нулевой инфляцией на экономической карте мира.
Национальный банк Швейцарии недавно понизил учетную ставку до нуля, а инвесторы уже закладывают возможность даже отрицательных ставок из-за нулевой или отрицательной инфляции. По итогам 2025 года инфляция здесь составит лишь 2%, а в 2026 — возможно только 0,5%.
Ценовая стабильность в Швейцарии не случайна. Ключевая роль принадлежит стабильному и сильному швейцарскому франку, востребованному как «тихая гавань» для инвесторов в периоды глобальной турбулентности. Это гарантируется внутренней политической стабильностью, прямой демократией и одними из лучших в мире институтов, высоким уровнем защиты прав собственности и верховенства закона.
Второй фактор — государственная экономическая политика: отсутствие массовой эмиссии денег, профицит бюджета — 45% ВВП за прошлый год, одно из самых низких в мире соотношений долга к ВВП. К этому добавляется чрезвычайная инновационность и технологичность частного сектора — 3,3% ВВП инвестируется в научные исследования и разработки, а производительность труда — одна из самых высоких.
Однако нулевая инфляция — это не только плюс. В экономике, ориентированной на рост, дефляция может сдерживать потребление и инвестиции. Для большинства стран оптимальный уровень инфляции — около 2%, но для Швейцарии важно ограничивать и эту цель. В результате страна получает медленный, но очень стабильный экономический рост: за последнее десятилетие реальный ВВП Швейцарии рос в среднем на 1,76% в год.
Это доказывает: экономическая стабильность, как в Швейцарии, — результат сочетания политической зрелости, технологических инноваций и взвешенной финансовой политики. Пример Швейцарии ценен для других стран, однако требует учета их особенностей и экономических амбиций.