В июне мировые цены на нефть марки Brent пережили настоящие «американские горки», резко реагируя на сообщения об авиаударах США по иранским ядерным объектам. После появления информации о военном вмешательстве спрос на нефть вырос мгновенно. За сутки цена Brent подскочила почти на 6%, достигнув максимума в 81,4 доллара за баррель — это рекорд за последние пять месяцев.
Трейдеры и крупные инвесторы срочно начали скупать фьючерсы, опасаясь ещё большего роста, если конфликт обострится. Но столь же стремительно цены откатились ниже 77 долларов на фоне предварительного согласия Израиля на перемирие с Ираном. Однако ситуация оставалась нестабильной, и вечером рынок отреагировал новым падением до 65-66 долларов за баррель.
Официальные заявления сторон (США, Ирана, Израиля) лишь усиливали турбулентность. Дональд Трамп подтвердил удары по трём ключевым объектам Ирана и отметил, что это только начало. В ответ Иран обстрелял американские базы, но, по слухам, заранее предупредил США, чтобы избежать эскалации. Израиль, в свою очередь, объявил о нейтрализации ядерных и ракетных мощностей Ирана и согласился на временное перемирие.
Такая турбулентность сделала опционы и фьючерсы особенно популярными — инвесторы спешили застраховаться от резких ценовых колебаний. Около трети мировой добычи нефти приходится на Ближний Восток, а через Ормузский пролив ежедневно проходит около 20 млн баррелей сырья. Физические поставки нефти оставались стабильными, официальных блокад не было, но напряжение сохранялось.
Бывший советник Белого дома Боб Макнелли заявил в интервью, что рынок стоит на грани из-за риска расширения конфликта до энергетической сферы. Аналитики Goldman Sachs и других крупнейших банков также оценивают «премию за риск» на уровне 10-12 долларов за баррель.
Главная угроза — потенциальная блокада Ормузского пролива. Власти Ирана только инициировали обсуждение этого вопроса в парламенте, а финальное решение принимает верховный лидер. Китай, главный покупатель иранской нефти, не заинтересован в конфликте. Даже без прямой блокады задержки судов, новые маршруты и повышение страховых тарифов могут повлиять на поставки и цены.
Значительная доля иранского экспорта ориентирована на Китай, который инвестирует в логистику и нефтегазовую инфраструктуру. В качестве предупреждения для рынка — атака на остров Харг, главный нефтяной терминал, или серьезные сбои в транзите неизбежно приведут к новому росту цен.
Среди новых рисков — сбои GPS в Персидском заливе, из-за которых сотни судов ежедневно теряют связь со спутниками. Аналитики считают это асимметричной тактикой Ирана.
Все эти события лишь усиливают волатильность и делают ситуацию на нефтяном рынке крайне непредсказуемой. Трейдеры, хедж-фонды и даже спекулянты пытаются извлечь выгоду из нестабильности. Формального мира нет, и хоть вероятность полной блокады транзита невысока, любая эскалация конфликта способна спровоцировать новый скачок цен.