Европейские политики всё чаще понимают, что зависимость от американской поддержки становится уязвимостью. Уже весной стало ясно, что пути США и Европы по украинскому вопросу во многом расходятся, хотя формально страны ЕС не могут отказаться от сотрудничества с Вашингтоном.
Европейцы затягивают решения и играют на показ, демонстрируя единство, чтобы не дать Москве повода для радости. Однако на деле ведущие европейские страны — Британия, Франция, Германия — давно осознали: рассчитывать можно, прежде всего, на себя. Об этом свидетельствуют осторожная политика в отношении техники и вооружений, сохранение базовых военных возможностей у себя.
Позиция Европы проявилась и в дистанцировании от конфликта между Ираном и Израилем — ЕС чётко заявил, что это не их война. Угроза для Европы ближе, чем для США, поэтому каждый заинтересован в безопасности.
Украина также правильно делает, акцентируя на двусторонних соглашениях, а не только на коллективных инициативах НАТО, которые нередко оказываются не слишком эффективными. Такие сделки с Германией, Британией, а также участие Украины в Joint Expeditionary Force с северными странами, могут стать определяющим фактором безопасности в будущем.
Военные бюджеты ведущих европейских стран значительно растут — в этом году уже только Великобритания увеличила расходы до 5,5 трлн фунтов стерлингов.
Что касается возможной встречи Трампа и Путина, сейчас о ней говорить рано — российская стратегия упирается в ситуацию на фронтах, и только серьёзный тупик на линии боевых действий приведёт к переговорам.