Главная > Интервью > ЕС готовит 18-й пакет санкций: что изменит новая «плавающая потолочная цена» на российскую нефть?


ЕС готовит 18-й пакет санкций: что изменит новая «плавающая потолочная цена» на российскую нефть?


Экспертная дискуссия о перспективах нового пакета санкций ЕС, последствиях для экономики России, роли нефтяных доходов и проблемах с контролем «теневого флота».

14 июля состоялась очередная экспертная дискуссия Центра общественной аналитики «Вежа» о новом, 18-м, санкционном пакете Европейского Союза против России. Главный консультант Центра внешнеполитических исследований Национального института стратегических исследований Иван Ус объяснил, каким образом введение так называемой «плавающей потолочной цены» на российскую нефть может сказаться на экономике РФ.

Новая схема предусматривает продажу российской нефти не дороже, чем на 15% ниже мировой цены, вместо фиксированного потолка в $60 за баррель, как было ранее. Однако на практике эффективность такого подхода снижает отсутствие полноценного контроля: значительная часть экспорта проходит через «теневой флот» танкеров, не находящихся под санкционным надзором. Даже инициатива страхования только западными компаниями, предложенная Турцией, не гарантирует надежного мониторинга.

Эксперты подчеркивают: санкции будут действенны только при условии внедрения эффективных механизмов контроля, иначе Россия обойдет ограничения. Бюджет РФ по-прежнему зависит от нефтегазовых доходов — они составляют до 29% поступлений. Введение плавающего потолка на уровне $47 за баррель (исходя из текущей мировой цены) может заметно уменьшить доходы России, принимая во внимание себестоимость добычи.

Снизить риски обхода санкций можно только консолидированными усилиями ЕС и США, в частности — за счет новых законодательных инициатив, предлагаемых американскими сенаторами. Если контроль над теневым флотом будет действительно эффективен, российская экономика может столкнуться с бюджетным дефицитом, сокращением социальных выплат, а также дестабилизацией отраслей и массовыми протестами.

При этом Москва будет продолжать искать обходные пути: реприватизация, конфискации, использование внутренних резервов и изменения подходов к социальным выплатам несут риски для стабильности системы. ЕС и США должны держать контроль над ситуацией, чтобы санкционное давление продолжало работать.