Главная > Международная политика > Китай наращивает инвестиции в мире через «Один пояс, один путь»: масштабы и последствия


Китай наращивает инвестиции в мире через «Один пояс, один путь»: масштабы и последствия


Свежий анализ активности Китая по инициативе «Один пояс, один путь»: инвестиции в глобальном Юге, новые подходы и экономический эффект.

Китай продолжает активную экспансию в мире через инициативу «Один пояс, один путь», которая давно вышла за рамки чисто экономического проекта. В 2025 году китайские компании заключили рекордное количество контрактов на инвестиции и строительство в странах Африки, Южной Азии и Латинской Америки. Строятся железные дороги, порты, энергосистемы, автодороги — всё это усиливает экономическую роль этих регионов.

На этом фоне США делают ставку на повышение пошлин и торговые ограничения против Китая и его партнеров. Для многих стран Глобального Юга сотрудничество с Китаем становится ключевым путем получения финансирования для крупных инфраструктурных проектов. Чаще всего подрядчиками выступают китайские компании, благодаря чему значительная часть инвестиций возвращается обратно в КНР в виде платежей строителям и инженерам.

В первой половине 2025 года объем контрактов Китая достиг $124 млрд — больше, чем за весь 2024 год. Инвестиции охватывают классические сферы — транспорт и энергетику — а также цифровую инфраструктуру и зеленую энергетику. Китай меняет стратегию: всё чаще вместо кредитов используются прямые иностранные инвестиции, что снижает риски долговых кризисов у партнёров.

Ключевые направления: энергетика, логистика и зеленая экономика. В 2025 году крупнейшие инвестиции получают Африка и Центральная Азия. Например, Казахстан получил $23 млрд, а на модернизацию заводов в Нигерии направлено $20 млрд. Также Пекин переносит часть производств в Юго-Восточную Азию для обхода санкций США.

Суммарно по инициативе «Один пояс, один путь» общий объем контрактов превысил $1,3 трлн, вовлечены более 150 стран. Этот сдвиг акцентирует важность реальных активов и материальных ресурсов в мировой экономике ближайших десятилетий, позволяя Китаю наращивать влияние в логистике, энергетике и транспорте, преобразуя мировую экономическую картину.