Джефф Безос, один из самых известных миллиардеров мира, официально получает годовую зарплату всего 82 000 долларов, тогда как его состояние ежегодно увеличивается на миллиарды. Это не ошибка, а особенность нынешней экономической и налоговой системы.
В то время как обычные работники платят до половины своих доходов в виде налогов, миллиардеры находят легальные способы платить менее 1% от своих активов. Современная налоговая система была разработана для середины XX века, когда миллиардеры были редкостью, а их капитал был привязан к отдельным странам. Сейчас система не справляется с новыми реалиями глобальной экономики.
В 1987 году в списке Forbes было 140 миллиардеров с совокупным состоянием 295 млрд долларов. В 2025 году их будет более 3 000, а общий капитал — 15 трлн долларов. При среднем годовом росте состояния миллиардеров на 7,5% налог на имущество составлял лишь 0,3%. Для сравнения, средний американец платит почти 20% дохода.
Главная лазейка — различия между доходом и богатством. Миллиардеры зарабатывают не на зарплате, а на росте стоимости своих активов. Например, Марк Цукерберг в 2013 году официально получал зарплату $1 в год, но его состояние росло миллиардами.
Типичная стратегия богатых — инвестировать в активы без их продажи и брать кредиты под залог этих активов, избегая налогов. Проценты по кредитам уменьшают налоговую нагрузку как бизнес-расходы. Известная лазейка Step Up Basis позволяет наследникам получать активы по рыночной стоимости без налогообложения предыдущей прибыли.
По данным, не менее 11 трлн долларов хранится в офшорах, а 1% самых богатых людей контролируют почти половину этих активов. Попытки ввести прямой налог на богатство осложнены мобильностью богатых: они легко меняют налоговое резидентство.
Предлагается ввести глобальный минимальный налог в 2% на имущество свыше миллиарда долларов, что может приносить 250 млрд долларов в год. Достичь международного согласия сложно из-за влияния богатых и их политических возможностей.
Дискуссии о справедливости и эффективности нынешней налоговой системы продолжаются. Решения требуют и ответственности богатых, и взвешенной политики без популизма. Системе нужны реформы для баланса между развитием бизнеса и справедливым налогообложением.