Главная > Экономика > Льготы на импорт электромобилей: последствия для бюджета и торгового баланса Украины


Льготы на импорт электромобилей: последствия для бюджета и торгового баланса Украины


Анализ дискуссии вокруг продления льгот на импорт электромобилей в Украину: влияние на бюджет, торговый баланс и долю китайского импорта.

Таможенная и акцизная политика Украины в сфере импорта транспорта остается сложной и противоречивой. За последние годы подходы менялись: от высоких налогов, ограничивавших ввоз авто из Европы, до отмены акцизов на отдельные виды транспорта после начала полномасштабной войны. Электромобили ввозятся в Украину без НДС и пошлин с 2018 года.

В 2025 году вопрос снова стал актуальным. За девять месяцев текущего года было ввезено 55 тыс. электромобилей — больше, чем за весь прошлый год. Только в сентябре сумма налоговых льгот достигла 2 млрд грн, а за год государственный бюджет может недополучить до 30 млрд грн.

Китай — крупнейший поставщик — контролирует более 90% рынка новых электромобилей в Украине. Валютный отток значителен: за 8 месяцев 2025 года импорт из Китая превысил 11 млрд долларов, а экспорт — лишь 1,2 млрд. Такой дисбаланс усугубляется налоговыми льготами.

В Раде поправку о продлении льгот на импорт электромобилей поддержали в первом чтении. Противники инициативы указывают, что введение единых условий налогообложения всех авто — 20% НДС и 10% пошлина — поможет увеличить поступления в бюджет, снизить налоговую нагрузку на производственные секторы и улучшить торговый баланс. Окончательное решение по льготам должно быть принято до конца ноября 2025 года.

Дискуссия продолжается: сторонники либерализации отстаивают свободу импорта, а оппоненты говорят о необходимости фискального баланса, единых правил и недопущения лоббирования отдельных импортеров (особенно китайских). Льготы на электромобили и их влияние на украинскую экономику остаются важным открытым вопросом.