В свежем обзоре Валентин Краснопёров анализирует современное состояние и перспективы развития китайской инициативы «Один пояс, один путь». В последние годы, особенно в 2024-м и начале 2025 года, эта глобальная инфраструктурная программа отмечается рекордными инвестициями и запуском новых стратегических проектов.
После спада в период пандемии COVID-19, когда объёмы инвестиций заметно сократились, в 2024 году Китай инвестировал 122 млрд долларов, а за первое полугодие 2025 года — уже 124 млрд. Основные направления — строительство портов, железных дорог, энергетических объектов и цифровых сетей в более чем 150 странах, что составляет 75% населения мира.
Крупнейшие инвестиции направлены в страны Африки, Ближнего Востока, Центральной Азии и часть Европы. Среди флагманских проектов: глубоководный порт Чанчкай в Перу, скоростные железные дороги в Сербии, Венгрии и Индонезии, а также масштабные энергетические проекты в Нигерии, Ираке и Казахстане.
Китай ищет рынки сбыта и сырьевые ресурсы, одновременно усиливая экономическое влияние в различных регионах мира. Однако этот процесс сопровождается появлением долговых ловушек, ростом зависимости стран-партнеров и критикой со стороны Запада за качество инфраструктуры, прозрачность сделок и экологические последствия.
В отличие от начального этапа, сейчас основную роль играют частные компании: большинство новых проектов финансируются частным бизнесом, что снижает политические риски. Но значительная часть долгов стран-партнеров остаётся проблемной, усиливая экономическую зависимость от Китая.
Эксперты отмечают: стратегия Китая — создание альтернативной макроэкономической системы, независимой от западных финансовых институтов. Однако ситуация на рынке меняется динамично, а долгосрочные последствия остаются неопределёнными для всех сторон.








