Украинская железная дорога годами остается убыточной в сфере пассажирских перевозок. Фактическая стоимость билетов традиционно не покрывает издержки перевозки пассажиров — такая практика характерна не только для Украины, но и для многих других стран.
Укрзализныця исторически покрывала убытки доходами от грузовых перевозок через перекрестное субсидирование. С началом войны объемы грузовых перевозок существенно сократились, что усугубило финансовое положение компании.
В ходе дискуссии отмечалось, что аналогичная модель дотаций действует в европейских странах — например, немецкая железная дорога получает дотации из федерального бюджета для поддержания тарифов на пассажирские перевозки. В Украине механизм господдержки менее прозрачен и часто сопровождается дополнительной непрофильной нагрузкой на предприятие.
Возможные решения — реструктуризация Укрзализныци и приватизация отдельных активов. Предлагается оставить стратегическую инфраструктуру (рельсы, контактную сеть) в госсобственности, а вокзалы, ремонтные заводы и обслуживающие предприятия — приватизировать. Такой подход рассчитан на снижение финансовой нагрузки и повышение эффективности услуг.
За последние 15 лет попытки реформы железной дороги не привели к ощутимым изменениям, и вопрос оптимизации остается актуальным особенно в условиях войны.



