Главная > Экономика > Кризис в РЖД: Московские железные дороги на грани финансового коллапса


Кризис в РЖД: Московские железные дороги на грани финансового коллапса


РЖД, крупнейшая железнодорожная компания России, обратилась за помощью из-за финансового кризиса. Причины, последствия и перспективы.

Кризис в фундаментальных отраслях экономики часто свидетельствует о более глубоких проблемах. Государственная монополия РЖД, управляющая третьей по протяженности железнодорожной сетью мира (85 тыс. км путей, 20 тыс. локомотивов, 700 тыс. сотрудников), сейчас переживает серьезные финансовые трудности.

Недавно компания обратилась к правительству России с просьбой о срочной финансовой помощи в размере 200 млрд рублей (примерно 2,3 млрд долларов) для покрытия операционных расходов. Однако власти отказали, опасаясь волны аналогичных обращений других госкорпораций.

За первые девять месяцев 2025 года РЖД впервые за пять лет получила чистый убыток — 4,4 млрд рублей. Денежные резервы сократились в 12 раз: с 251 млрд до 21,7 млрд рублей. Совокупный долг достиг 4 трлн рублей (47 млрд долларов), а расходы на его обслуживание выросли вдвое по сравнению с прошлым годом.

Основная причина — падение объемов перевозок четвертый год подряд и структурный экономический кризис. Перевозки сокращаются: зерновые (-35,6%), промышленные грузы (-19,4%), строительные материалы (-17%), даже удобрения (-7%). Попытки компенсировать потери за счет «военных» грузов оказались недостаточными и менее прибыльными.

Инвестиционная программа урезана на треть: отложены модернизация инфраструктуры, закупка нового подвижного состава и масштабные проекты по расширению транзита, в том числе в Китай. Из-за этого на сети простаивают сотни тысяч вагонов, не хватает локомотивов, а производство новых снизилось.

Ситуация с персоналом также ухудшается: не хватает тысяч специалистов, растет текучесть кадров, молодежь не идет на железную дорогу, а зарплаты остаются низкими. В РЖД внедряют вынужденные неоплачиваемые отпуска, фиксируются коррупционные скандалы — недавно арестован директор энергетического комплекса РЖД за хищение более 18,5 млн долларов.

Среди обсуждаемых властями вариантов помощи: повышение тарифов (что может усилить инфляцию), налоговые послабления, использование средств Фонда национального благосостояния или конвертация долгов компании в акции (часть собственности перейдет госбанкам).

Кризис РЖД влияет на всю экономику: упала скорость перевозок, задерживаются экспортные поставки, заводы сталкиваются с нехваткой комплектующих. Даже крупнейшие компании России уже не могут функционировать автономно, а их долги и проблемы начинают давить на всю экономическую систему страны.