Главная > Экономика > Китайские бензиновые автомобили захватывают мировой рынок: внутренний спад подталкивает к экспорту


Китайские бензиновые автомобили захватывают мировой рынок: внутренний спад подталкивает к экспорту


Китай активизировал экспорт бензиновых авто из-за падения внутреннего спроса. За пределами фокуса — гибридные и электромобили.

Мировое обсуждение сфокусировано на китайских электромобилях, однако в тени остается масштаб экспорта обычных бензиновых машин из Китая. В период 2020-2024 годов около 76% китайского автоэкспорта составляли автомобили на бензине и дизеле, а не электрокары. За пять лет экспорт вырос с 1 до 6,5 миллионов автомобилей, что позволило Китаю стать крупнейшим экспортером авто в мире.

Внутренние перемены стали главной причиной: распространение электромобилей снизило спрос на традиционные машины. Местные производители, потеряв внутренний рынок, начали активно вывозить непроданные бензиновые авто, в первую очередь туда, где плохо развита инфраструктура для электромобилей. Крупнейшие экспортеры — государственные гиганты SAIC, BIC, Dongfeng, а лидер рынка Chery экспортирует 80% именно бензиновых авто, используя технологии, полученные ранее от западных партнеров.

Наиболее значимые рынки для экспансии — страны Латинской Америки, Восточной Европы, Африки и Азии, где большинство покупателей выбирают автомобили с двигателем внутреннего сгорания. В Чили, например, китайские бренды заняли почти треть рынка, а в Мексике и Уругвае их доля быстро растет, отбирая клиентов у местных и западных производителей.

Дополнительный импульс дал массовый уход западных брендов из России после начала полномасштабной войны, но уже в 2024 году были существенно увеличены утилизационные сборы, что сократило импорт китайских авто в страну и вынудило искать новые рынки.

Вместе с этим, собственная политика Китая создала системные вызовы: избыточные производственные мощности и субсидии породили ценовые войны и падение прибыльности. Новые заградительные меры в ряде государств создают для экспортеров препятствия, а более 130 компаний балансируют на грани рентабельности. Несмотря на трудности, китайские бензиновые автомобили продолжают выходить на новые рынки благодаря доступным ценам, масштабу производства и поддержке со стороны государства.