8 мая в студии Центра общественной аналитики «Вежа» прошел разговор между Валерием Клочуком и политологом Виталием Куликом, директором Центра исследований проблем гражданского общества. Ключевой темой стал вопрос о возможной роли президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана как посредника в переговорах между Россией и Украиной. Турецкие СМИ сообщают, что после разговора с Дональдом Трампом 5 мая Эрдоган согласился взять на себя эту функцию, уже имея опыт подобных переговоров с 2022 года.
Эксперты отмечают, что Турция давно стремится быть переговорной площадкой, а Эрдоган демонстрирует готовность заниматься сложной посреднической и миротворческой работой. Для него важны не только итоговые, но и промежуточные достижения, которые он сможет представить как успехи турецкой дипломатии.
Роль США на данном этапе видится менее активной: Вашингтон пока не ожидает быстрого завершения войны в Украине и готов передать часть переговорных рисков Турции. Ожидается, что Эрдоган будет двигаться прежде всего в интересах Анкары, и Украине важно понимать, что Турция действует ради собственной выгоды. Многие нюансы переговорного процесса могут быть сложны для Украины.
В ходе беседы была затронута и тема недавнего совместного заявления лидеров России и Китая, в котором ядерные державы призываются не повторять действий времен «холодной войны» и решать вопросы через диалог, а также выступать против гонки вооружений и санкций против Китая. По мнению экспертов, позиция Пекина отражает обеспокоенность темпами модернизации армии и зависимостью от западных технологий. Россия и Китай намереваются инициировать новый многосторонний диалог ради перестройки мировой архитектуры безопасности.
Отдельное внимание уделено эскалации между Индией и Пакистаном — двумя ядерными державами. По словам Виталия Кулика, Пакистан поддерживает деятельность джихадистских групп в Индии, используя это как инструмент сдерживания соперника. Однако несмотря на локальные военные столкновения, эксперты не ожидают масштабной войны, учитывая нежелание эскалации со стороны обоих государств и интересы внешних игроков.
Конфликт уже влияет на мировую логистику и рынки: Украина, в частности, ощутила последствия перебоев с поставками вооружения. Рост количества конфликтных точек отвлекает внимание международного сообщества от украинского кризиса и усложняет поиск политического урегулирования.