Первый урок речи — это вопрос субъектности Украины. Украина и её народ не были субъектами во Второй мировой войне: украинцы воевали от имени другого государства — Советского Союза, который в мире воспринимался как Россия. Из-за этого вклад украинцев в победу всегда приписывался России даже за пределами советской идеологии.
Второй аспект — отношение к советскому солдату: ради общей победы им жертвовать было проще, чем бойцами своих демократических стран. Сегодня происходит смена поколений, теряется «прививка» от войны, которую общество получило после двух мировых войн. На смену лозунгу «никогда снова» приходит идея «можем повторить». Угроза войны снова воспринимается как инструмент решения проблем не только в России, но и в мире в целом.
Автор речи подчёркивает, что история Второй мировой войны доказывает: в противостоянии демократии и авторитаризма побеждает демократия. Но на примере 1941 года показывается, как близка была победа авторитаризма в Европе, и как европейские демократии могли бы не выжить без вмешательства США и массовых жертв со стороны СССР.
Сегодня, подчеркивается в выступлении, Украина не имеет «демографической машины», чтобы самостоятельно защищать европейскую демократию, которая сейчас под угрозой из-за роста ультраправых и ультралевых движений. Общества теряют иммунитет не только против войны, но и против авторитаризма. Если тенденция не изменится, уже через десять лет европейская демократия может оказаться в ситуации 1930-х.
Решением проблемы докладчик видит создание новой общей модели безопасности Европы — от Лиссабона до Харькова, от Анкары до Одессы. Необходимо добиться справедливого завершения войны в Украине, реформировать подходы к безопасности, работать с обществом с помощью современных информационных технологий и осознать общие риски. Только так Европа сможет избежать утраты политической субъектности и не стать заложником внешних сил.