В интервью на канале «Новая украинская школа» журналист и публицист Виталий Портиков вместе с Иванной Коберник обсуждают реформу преподавания истории в Украине. Несмотря на много лет изучения истории в школах, выпускники зачастую не знают ключевых фактов украинской истории, что становится особенно опасным на фоне войны.
Портиков отмечает, что проблема не столько в методиках или учебниках, сколько в отсутствии стратегической рамки, которая объясняла бы ученикам важность истории для формирования собственной идентичности. Имперские нарративы, унаследованные со времен СССР, продолжают влиять на украинское образование, формируя представление об украинской истории как о второстепенной, уступающей истории России.
В беседе поднимаются вопросы формирования интереса к собственной истории, значимости семейной и городской истории, а также необходимость честно говорить о сложных и даже трагичных ее страницах — включая поражения, преступления и противоречивые фигуры. По мнению Портикова, история должна преподаваться как история народа, а не только государственности, и не бояться сложных тем, ведь только так формируется зрелая политическая нация.
В школах, уверены участники дискуссии, стоит делать упор не на механическом запоминании дат, а на понимании тенденций и причинно-следственных связей. Важно объяснять ученикам не только «когда», но и «почему» происходили те или иные события. Честное изучение собственной истории и признание сложных и трагических эпизодов помогут украинцам преодолеть колониальное наследие прошлого и сформировать европейское видение будущего своей страны.