В 2025 году на глобальном рынке e-commerce произошли значительные изменения из-за ужесточения регулирования и повышения налогового контроля, особенно касательно мелких посылок. Китайские компании, строившие свои бизнес-модели на низких ценах и быстрой доставке, были вынуждены переходить к локальным складам. Яркий пример — TEMU, которая подняла цены для США на 17% из-за ограничений на прямую доставку и тут же потеряла часть продаж. Подобная динамика ожидается и в Украине, учитывая схемы с Укрпочтой и налоговые лазейки, используемые китайскими поставщиками.
Ценовая конкуренция в китайской e-commerce привела к снижению маржинальности: покупатели привыкли к постоянным скидкам, а компании GD, Alibaba и Pinduoduo соревнуются за клиента с помощью масштабных субсидий и акций. В итоге — растущее давление дефляции в отрасли.
Автопроизводители Китая, прежде всего BYD, также участвуют в ценовых войнах, предлагая высокотехнологичные функции без увеличения цены. В 2024 году BYD показала рекордную прибыль за счет масштабов и расширения модельного ряда, в то время как другие участники рынка столкнулись с сильным давлением, были вынуждены снижать цены и даже торговать в убыток.
На рынке доставки еды новый игрок GD сломал монополию Meituan и Alibaba, агрессивно субсидируя сервисы — это снижает общую прибыльность сектора и вынуждает конкурентов вкладываться в маркетинг и скидки, углубляя дефляцию.
Структурная дефляция в Китае вызвана избытком производственных мощностей, слабым ростом спроса и крайне низкой инфляцией. Китайские производители вынуждены экспортировать товары с минимальной наценкой, что снижает инфляцию в ЕС и США, но негативно отражается на доходах и инвестициях в мировой экономике.
Последствия для других рынков: растет давление на европейские и американские компании-конкуренты, усиливается ценовая конкуренция, а глобальная инфляция остается низкой. Для Китая риск — углубление дефляционной ловушки, снижение цен и инвестиций, что угрожает долгосрочному росту и стабильности мировой экономики.