За последние годы образ войны в Украине в глазах мира заметно изменился. Если раньше страна воспринималась как беззащитная жертва, нуждающаяся в помощи, то сейчас акцент смещается: Украина уже выглядит не только как жертва, но и как активный участник войны. Это влияет на отношения международного сообщества и заставляет украинское общество пересматривать коммуникационную стратегию.
Эксперт отмечает, что следовало бы дольше удерживать нарратив о жертве, ведь этому больше сопереживают, оказывают больше помощи и готовы мириться с компромиссами. Однако выбранная стратегия «мы всё сами» действует уже несколько лет — и результат в том, что теперь Украину воспринимают не только как атакованную сторону, но и как государство, которое сопротивляется, а иногда даже наступает.
Подчёркивается огромная разница между украинским героическим нарративом и менталитетом западных обществ. Для Запада война — это тяжёлое исключение, а мир, жизнь и прагматизм — норма. Пока украинцы готовы к самопожертвованию ради будущего страны, западные граждане продолжают жить обычной жизнью, путешествуют и наслаждаются стабильностью.
Запад может воспринять выбор Украины остаться в состоянии «вечной войны» как добровольный и будет морально и материально поддерживать «нацию героев». Но это не приведёт к окончанию конфликта, и украинское общество рискует навсегда остаться заложником героической парадигмы.
Внутри страны вопросы о миротворцах практически не обсуждаются, а опыт постгероических обществ изучается крайне мало. Эта разница может оставить Украину на обочине мировой истории, которой будут восхищаться, но непосредственно менять не станут.
Переосмысление роли жертвы, отказ от героизации войны и стремление строить будущее ради жизни — важные условия, чтобы Украина не застряла в героической изоляции.