В начале 1950-х Китай находился в катастрофическом состоянии после десятилетий гражданских войн и иностранной интервенции. Новое руководство во главе с Мао Цзэдуном запустило первый пятилетний план, скопированный со сталинской модели индустриализации с акцентом на тяжелую промышленность и централизованное управление. Символом промышленного развития стал тракторный завод в Лояне, где в 1958 году был выпущен первый трактор «Дунфанхун».
Сегодня Китай — вторая экономика мира и ведущий экспортер промышленных товаров. Китайские заводы выпускают миллионы автомобилей, смартфонов и компьютеров. Однако для власти «мировой фабрики» этого уже недостаточно: основной акцент — на технологической независимости и лидерстве.
Острейшая проблема — зависимость от импорта сложнейших станков, микрочипов, специализированного ПО и оборудования для авиационной отрасли. США и западные страны используют эти уязвимости в качестве политического и экономического рычага, ограничивая экспорт и вводя санкции.
Китай активно отвечает: инвестирует миллиарды в собственные разработки, стимулирует внутренние компании, привлекает идеи и кадры из-за рубежа, широко внедряет искусственный интеллект в производстве. Качество китайских товаров в ряде отраслей значительно выросло, и, несмотря на отставание в высокоточных сегментах, разрыв постепенно сокращается.
Показателен рынок подшипников, незаменимых в энергетике, транспорте, тяжёлой промышленности. Китай активно развивает собственное производство и контроль качества с помощью искусственного интеллекта. Четверть мирового рынка уже контролируют китайские компании, хотя лидеры, такие как шведская SKF и японская NSK, пока что впереди в точных технологиях.
Во многих стратегических областях — от производства чипов до авиационных материалов — Китай всё ещё серьёзно зависит от Запада, а локальные решения часто представляют собой упрощённые или скопированные западные аналоги. Несмотря на колоссальные инвестиции, полностью закрыть доверие к собственной продукции и сформировать полный технологический цикл — задачи, которые по-прежнему остаются вызовом для Пекина.
Усилия Китая уже привели к прорывам в отдельных сегментах, таких как лазерные сенсоры для беспилотных авто, но до полной независимости ещё далеко. Главные барьеры — недостаток опыта, патентные ограничения, сложная логистика и многолетние проверки в условиях тяжёлой индустрии. Прогресс последних лет вдохновляет, но реальные технологические трудности КНР всё ещё актуальны.