Главная > Экономика > Автократия и экономическое развитие: примеры Саудовской Аравии, Руанды, Эфиопии и Вьетнама


Автократия и экономическое развитие: примеры Саудовской Аравии, Руанды, Эфиопии и Вьетнама


Сильные и слабые стороны автократических режимов в экономическом развитии на примере Саудовской Аравии, Руанды, Эфиопии и Вьетнама.

В Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман сосредоточил всю власть в своих руках, что позволяет ему реализовывать крупные реформы без необходимости проведения выборов и учёта мнения оппозиции. Его стратегия Vision 2030 предполагает вложение сотен миллиардов долларов для диверсификации экономики и снижения зависимости от нефти. Среди мегапроектов — искусственные острова, курорты мирового класса, промышленные зоны, производство электромобилей.

Подобный подход, когда экономический рост становится основой легитимности власти, характерен и для других автократии. Такую модель используют монархи Персидского залива, некоторые африканские лидеры и влиятельные фигуры в полудемократических странах, изучая опыт Китая и Сингапура. Автократия обеспечивает быстрые решения и привлечение инвестиций, но создаёт риски чрезмерной централизации и недостатка конкуренции.

В Африке, в частности в Руанде и Эфиопии, авторитарные режимы активно проводят экономические реформы. В Руанде президент Поль Кагаме выстроил централизованную систему, инвестируя в инфраструктуру и одновременно делая экономику открытой для инвесторов. Премьер Эфиопии Абий Ахмед либерализовал валютный рынок и начал реформы с поддержкой МВФ и Всемирного банка для повышения прозрачности и стабильности. Аналогично во Вьетнаме новое руководство усилило поддержку частного бизнеса и иностранных инвесторов, упростив регулирование при Данг Тхан Ламе.

Исследования показывают, что в долгосрочной перспективе темпы роста экономики в автократиях уступают демократическим в среднем на 0,75-1%. После начального скачка темпы замедляются из-за концентрации ресурсов у элиты и ослабления конкуренции. Государственные компании часто доминируют над частным сектором, а официальная статистика может завышать успехи.

Примеры Саудовской Аравии, Руанды, Эфиопии демонстрируют, что крупные инвестиции и централизованное управление позволяют быстро мобилизовать ресурсы и реализовывать нацпроекты, однако возникают проблемы с частными инвестициями, замедлением реформ, ростом госдолга и нагрузкой на социальную инфраструктуру.

В итоге страны с автократической моделью развития вынуждены балансировать между централизацией и частичной либерализацией, чтобы обеспечить долгосрочный рост в условиях демографических изменений и глобальной конкуренции.