Главная > Международная политика > Безос, Трамп и новая космическая гонка: сможет ли Blue Origin заменить SpaceX в госконтрактах США?


Безос, Трамп и новая космическая гонка: сможет ли Blue Origin заменить SpaceX в госконтрактах США?


В июне Джефф Безос решил сблизиться с Дональдом Трампом на фоне конфликта Трампа и Илона Маска, чтобы Blue Origin смогла получить ключевые космические госконтракты США вместо SpaceX. Получится ли у Безоса потеснить Маска?

В июне Джефф Безос дважды связывался с Дональдом Трампом — и это были не простые дружеские разговоры. Главное — борьба за государственные космические контракты, на которые претендует Blue Origin. Безос воспользовался напряжённостью между Трампом и Илоном Маском, чтобы продвинуть свою компанию в качестве потенциального основного подрядчика.

Гендиректор Blue Origin Дейв Лимп также посетил Белый дом, что подтверждает серьёзность амбиций компании. На фоне обострения конфликта Маска и Трампа (критика бюджета и снятие кандидатуры Айзекмана с поста главы NASA), SpaceX может лишиться своей монополии. Маск даже пригрозил отменой программы Dragon, ключевой для доставки на МКС.

Исторически SpaceX значительно опережал Blue Origin: регулярные запуски Falcon удешевили полёты в космос. Однако в 2024-2025 годах ситуация может поменяться: на фоне политических перемен и неустойчивости будущих государственных контрактов Безос наращивает влияние благодаря политическим и личным контактам с Трампом.

Безос стремится наладить отношения с семьёй Трампа, приглашая Дональда на свои события, развивая связи через Amazon и приобретая права на фильм о Мелании Трамп. Всё это нацелено на приближение Blue Origin к госконтрактам, особенно если SpaceX будет отстранена от ведущих программ, таких как «Артемида» и проекты освоения Марса.

Однако технологические возможности Blue Origin остаются под вопросом: одна успешная миссия New Glenn и задержки следующих запусков создают сомнения в готовности компании быстро выполнять крупные госзаказы. В то время SpaceX планирует более 170 запусков в год и уже получила почти 6 млрд долларов контрактов только за одну сделку с Пентагоном.

Под давлением конкуренции Дейв Лимп объявляет о масштабировании — оптимизации персонала и производства, ставке на частые старты и планы впервые отправить грузовой аппарат на Луну. Но главный довод пока не политика, а технологические успехи: только регулярные успешные запуски могут вывести компанию на лидирующие позиции.

В итоге сейчас SpaceX сохраняет технологическое лидерство, но политические интриги и новые соглашения способны изменить баланс госконтрактов в космосе. Сможет ли Безос потеснить Маска — увидим в ближайшем будущем.