В Украине завершилась эпоха попыток реформ через создание параллельных антикоррупционных структур, в частности НАБУ. В развитых странах борьба с коррупцией осуществляется классическими следственными органами, прокуратурой и судами. После Майдана в Украине решили создать отдельную антикоррупционную вертикаль, что изначально приводило к конфликту между новыми и существующими институтами.
В последнее время позиции НАБУ ослабли на фоне снижения внимания Запада к внутренним делам Украины, полномасштабной войны и уменьшения гражданской активности. Реакция властей на критику антикоррупционных активистов завершилась голосованием в парламенте за ликвидацию независимости НАБУ. Теперь НАБУ подчиняется Генеральному прокурору, а дела могут передаваться в другие правоохранительные органы, что фактически уничтожает независимость НАБУ и вызывает дискуссии в обществе.
Работа самого НАБУ также сопровождалась обвинениями в злоупотреблениях, однако его независимость оставалась важным барьером для масштабной коррупции. Текущая ситуация демонстрирует отсутствие глубоких реформ традиционных правоохранительных органов: реформу полиции ограничили патрульной службой, ГБР создали без обновления кадров, а прокуратура осталась неизменной. Ручное управление властью лишь усиливается.
Автор отмечает, что ликвидация НАБУ не означает качественных реформ — не наблюдается ни обновления прокуратуры, ни реформирования СБУ или ГБР. Все риски и ответственность теперь сосредоточены в президентской вертикали, а идея независимых структур отходит на задний план. В результате Украина возвращается к модели неокучмизма, где ключевую роль играют политические фавориты, а реформы остаются под вопросом.
В прогнозах автор советует избегать крайностей, но подчеркивает: в условиях ликвидации независимых институтов эффективность антикоррупционной деятельности падает. Страны не имеют надежных механизмов сдержек и противовесов, а ликвидация независимости НАБУ только усугубила эти вызовы.