В Белом доме настаивают, что встреча президентов США и России Дональда Трампа и Владимира Путина возможна только после встречи российского лидера с президентом Украины Владимиром Зеленским. Об этом заявили представители Белого дома журналистам New York Post, комментируя обсуждения потенциального американско-российского саммита, которые в последние часы активно освещал Кремль.
Специальный представитель Трампа Стив Витко провел накануне многочасовые переговоры с Путиным, пытаясь обсудить возможность трехстороннего саммита США, Украины и России. Подобная встреча могла бы привести к договоренностям о прекращении или хотя бы приостановке российско-украинской войны. Однако Путин воспринял инициативу как предложение о двусторонней встрече с Трампом, что подтверждают слова его помощника Юрия Ушакова и сообщения российских СМИ.
Белый дом использует заинтересованность Путина в переговорах с Трампом как инструмент давления, чтобы склонить его к встрече с Зеленским. Такая встреча для Путина политически невыгодна: переговоры с Трампом подтверждают его статус главы великой державы, тогда как диалог с Зеленским выглядел бы как переговоры лидеров бывших советских республик.
Схожая тактика применялась США в диалоге между лидерами Азербайджана и Армении. Тем не менее, Путин не считает себя равным Зеленскому или другим лидерам постсоветского пространства; он стремится быть наравне с Трампом. Эта позиция завела переговоры в тупик, и перспективы урегулирования остаются неопределёнными.
В Вашингтоне полагают, что готовность России к уступкам зависит от экономического давления, в частности возможных "вторичных" санкций, которые Трамп может объявить в ближайшее время. Насколько эти меры повлияют на Кремль, покажет только время.
Сегодня ожидается заявление Трампа по поводу его планов относительно конфликта, будущих встреч с Путиным и Зеленским и возможных шагов к урегулированию. Американский президент неоднократно подчеркивал, что хочет остановить войну, напротив, Путин не скрывает стремления продолжать конфликт. Баланс в переговорах и шанс на прекращение войны теперь зависят от действий обоих лидеров.