13 сентября Дональд Трамп опубликовал в социальной сети обращение к странам НАТО с призывом к жёстким санкциям против Москвы, если все прекратят покупать российскую нефть, введут собственные санкции и повысят пошлины на товары из Китая. В письме Фредович назвал закупки российской нефти «шокирующими» и заявил, что они ослабляют переговорные позиции альянса. Однако реальность сложнее официальных заявлений.
Несмотря на годы санкций, российская нефть продолжает поступать в страны НАТО как официально, так и по теневым схемам. Доход Москвы от экспорта нефти и газа — около 113 млрд долларов в год, что покрывает большую часть военных расходов страны. Венгрия и Словакия закупают 8,7 млн тонн нефти в год официально, но основные объёмы поступают через сложные схемы реэкспорта, крупнейшей из которых стала Индия.
Индия увеличила долю российской нефти с 2% до 40% — это примерно 2 млн баррелей в сутки. Основная часть перерабатывается на НПЗ Джамнагар, а затем экспортируется в ЕС и США уже как продукты без формального российского происхождения. Только в начале 2025 года Индия импортировала российской нефти на 53 млрд долларов, а с февраля 2023 года ЕС получил из Джамнагара продуктов на 17 млрд евро.
Сингапур также активно участвует — каждый месяц импортирует до 500 тыс. тонн российской нефти, смешивая её с другими сортами. Несмотря на введённый потолок цен, страны ЕС импортировали нефтепродуктов более чем на 42 млрд долларов через посредников — Китай, Индию, Турцию, ОАЭ и Сингапур.
Ключевая роль в обходе санкций принадлежит теневому флоту — свыше 1000 старых танкеров, большинство без международной страховки. Используются отключение транспондеров, подделка координат, смена флага и владельца, перевалка груза в море — это помогает уходить от контроля и скрывать происхождение нефти.
Спутниковые технологии позволяют отслеживать суда даже без транспондеров, поэтому решение зависит от политической воли стран G7+ и ужесточения контроля. Эффективной мерой станет признание московского происхождения у любых нефтепродуктов, произведённых из российской нефти, независимо от страны переработки. Параллельно банки и страховщики в ОАЭ, Китае, Турции также должны подпадать под санкции.
Комплексные меры способны лишить Москву существенной части нефтяных доходов, что серьёзно ударит по её военному бюджету. Главная проблема — не в технике, а в политической решимости стран. Каждый день промедления означает миллионы долларов для военного бюджета Москвы и затягивание конфликта.