22 мая прошёл очередной выпуск Центра общественной аналитики «Вежа», где Валерий Клочок и политолог Игорь Рейтерович обсуждали политическую ситуацию после телефонных разговоров Дональда Трампа с Владимиром Путиным и европейскими лидерами.
Эксперты отметили, что западные СМИ (Bloomberg, Wall Street Journal) подают противоречивые интерпретации: поверил ли Трамп в победу Путина или, возможно, Путин пытался убедить Трампа в своей выгоде? Деталей немного, информацию передают с субъективными и эмоциональными оттенками, а эффект «испорченного телефона» только усиливается.
Аналитики подчеркивают: у Трампа собственное видение роли России как «великой державы», и он, вероятно, склонен считать победу РФ чуть ли не неизбежной. После разговора с Путиным американская риторика изменилась: если раньше США выступали за перемирие, а затем переговоры, теперь повестка переходит к российской модели — сначала переговоры, возможно, затем перемирие.
Трамп переложил ответственность за дальнейшее давление на Кремль на Европу, от которой теперь ожидают новых санкционных шагов. Киев настаивает на жёстком ограничении цен на российскую нефть, призывает постоянное ужесточение санкций и отстаивает идею ограничительных мер против Китая и Индии. Украина ведёт дипломатические инициативы, готовит меморандумы и ждёт большей решимости от европейских партнёров.
По мнению участников, сейчас у Евросоюза появилось «окно возможностей»: введение нового пакета санкций будет не столько экономическим, сколько политическим шагом, дающим шанс продемонстрировать самостоятельность и субъектность. Тем не менее, многие правительства ЕС предпочитают дождаться итогов следующего саммита НАТО и решений Вашингтона.
Эксперты коснулись темы обмена пленными и перспектив второго раунда переговоров с Россией — дальнейшее развитие событий во многом зависит от активности обеих сторон, а Украина должна выступать с публичными инициативами в поддержку мира. Главная борьба за инициативу разворачивается между Киевом и Москвой.
В завершение было отмечено, что критически важно сохранить поддержку Запада в обмене разведданными и политическом лоббировании украинских интересов. От действий Европы, США и самой Украины зависит не только возможность перемирия, но и безопасность континента в случае завершения или заморозки войны.