Найти консолидированную позицию по финансовым вопросам в Европейском Союзе становится всё сложнее, что отчетливо проявилось при обсуждении 18-го пакета санкций против России. Хотя новый пакет анонсировали как мощный, его ключевые нормы существенно смягчили. В частности, изменение потолка цены на российскую нефть с 60 до 45 долларов отложено. Именно эта мера могла нанести наибольший удар по экономике РФ, ведь нефть обеспечивает треть доходов бюджета, а падение цен привело к дефициту более 3,6 триллиона рублей за полгода.
Важный аспект — борьба с так называемым «теневым танкерным флотом», который почти на 70% перевозит нефть через Балтику. Российский флот стареет, средний возраст «теневых» танкеров — 25-27 лет, что увеличивает риски экологических катастроф в Балтийском регионе. Балтийские государства настаивают: косметическими ограничениями уже не обойтись, нужны реальные санкции.
Особая борьба разворачивается и вокруг санкций со стороны США. Дональд Трамп, объявив о 50% пошлине на бразильскую нефть, всколыхнул мировые рынки, однако пошлины вступят в силу лишь с августа. Эксперты считают эти меры политическим пиаром накануне выборов — Трамп «громко заявляет, но не действует» всерьёз.
Что касается поддержки Украины, предоставление ЕС макрофинансовой помощи сейчас обусловлено страхом Брюсселя перед поражением Украины. В следующем году Европа сможет выделить около $30 млрд, частично перекрывая дефицит за счет продления кредита. Но окончание войны или перемирие могут остановить поток этой поддержки. А США, по экспертам, пока не готовы к серьёзной финансовой поддержке, надеясь на изменения после президентских выборов.
В итоге: финансовая и политическая помощь Украине зависит от продолжительности войны и настроений в европейской политике. Средства на реформы и социальные выплаты под угрозой, а для реальных изменений нужна стратегическая согласованность позиций и единство ЕС и США.