Украинский политолог Игорь Рейтерович в новом выпуске канала «Клочок Тайм» рассмотрел вопрос замороженных российских активов и перспектив их конфискации в пользу Украины. По его словам, несмотря на сотни миллиардов долларов активов, которые контролируют страны ЕС, G7 и США, ни одного доллара реально не было передано Украине в качестве компенсации или помощи. Последние встречи и переговоры западных лидеров лишь возобновили дискуссию о возможности использования этих средств, однако четких решений пока не принято.
По разным оценкам, на сегодня в мире заморожено до 500 млрд долларов российских активов: в США — 38 млрд, Японии — 58 млрд, Франции — 71 млрд, а больше всего — в бельгийском Euroclear в ЕС, около 227 млрд долларов. При этом банки, в первую очередь Euroclear, зарабатывают проценты на этих ресурсах: в 2022 году — 800 млн евро, в 2023-м — почти 4,5 млрд, а за первую половину 2025 года еще 2,7 млрд евро.
Рейтерович отмечает, что правительство Бельгии не поддерживает полную конфискацию частично из-за собственной выгоды — процентные доходы остаются в европейской финансовой системе. Тем не менее ЕС уже согласовал выделение Украине 18 млрд долларов доходов от процентов через кредитную программу под залог этих активов.
Однако эксперты считают, что подобная схема снижает вероятность полной конфискации в пользу Украины. Основная поддержка для Украины идет не за счет российских средств, а из бюджетов западных стран. С 2022 года Украина получила около 300 млрд долларов помощи в основном из ЕС и США, а также согласован еще один кредит на 50 млрд евро под проценты от активов.
Главным препятствием передачи замороженных российских активов Украине, по мнению Рейтеровича, остается политическая нерешительность европейских лидеров, а не юридические или экономические причины. Несмотря на опасения о возможных рисках и прецедентах, правовых препятствий для конфискации практически нет. При наличии политической воли правительства могут принять соответствующее решение и получить поддержку граждан, ведь перевод российских активов для поддержки Украины многие воспринимают как справедливый шаг.
Последние заявления европейских чиновников свидетельствуют об активизации вопроса, и Украина продолжает надеяться на принятие решительных решений относительно использования замороженных российских средств для своей поддержки.