В августе 2025 года Фридрих Мерц на партийном съезде заявил, что современное социальное государство Германии перестало быть финансово жизнеспособным. Проблема касается не только Германии, но и всего ЕС, ведь на её долю приходится 25% экономики еврозоны, и она — главный донор европейских фондов.
Правящая коалиция не имеет мандата на радикальные реформы, что затрудняет принятие непопулярных решений. Расходы на социальные нужды составляют 1,35 трлн евро в год — более 27% ВВП, в то время как средний показатель по странам OECD — 21%. Основные статьи расходов: пенсии (315 млрд), здравоохранение (270 млрд), уход за пожилыми (95 млрд), а также жилищные и детские выплаты и пособия по безработице.
Демографический кризис усугубляет проблемы: к 2036 году на пенсию выйдут около 16,5 млн работников, а молодёжь, готовая прийти на рынок труда, насчитывает лишь 12,5 млн — дефицит 4 млн человек. Пенсионная система уже работает с дефицитом, а резервы иссякнут к концу 2028 года, что вынудит повысить пенсионные взносы и возраст выхода на пенсию.
Предложенные реформы — поэтапное повышение пенсионного возраста до 70 лет и обязательные накопления — встречают серьезное политическое сопротивление. Сокращения соцвыплат также сложно реализовать из-за конституционных гарантий прожиточного минимума и противодействия коалиции.
Нагрузка на зарплаты растёт: соцвзносы составляют 39% зарплаты, а к 2030 году могут вырасти до 50%. Это поднимает стоимость труда и стимулирует вывод производств за пределы страны.
Постепенные реформы позволят системе выжить, но сделают её менее универсальной и щедрой. Промедление с переменами грозит хроническим бюджетным кризисом с последствиями для финансовой устойчивости ЕС.
В ближайшие годы правительство Мерца планирует снизить социальные выплаты и постепенно повысить пенсионный возраст. Социальная модель Германии изменится, а реакция Европы станет определяющей для стабильности всего европейского проекта.